19 Марта 2024 Добрый день!
Сделать стартовой  Почтовый ящик  Контактная информация 

Меню
На главную
- Литературные премии
- Современные писатели

Для маленьких:
- Почему дети не читают
- Г. Х. Андерсен
- Братья Гримм
- Шарль Перро
- Сергей Михалков
- Алан Милн
- Туве Янсон
- Франк Баум
- Астрид Линдгрен
- Агния Барто
- Джеймс Мэтью Барри
- Памела Треверс
- Корней Чуковский
- Юрий Афанасьев
- Андрей Александрович Тюняев
- Марина Дружинина
- Джанни Родари
- Григорий Остер
- Вильгельм Гауф

Для подростков:
- Энид Блайтон
- Клайв Льюис
- Карло Коллоди
- Дональд Биссет
- Жюль Верн
- Ганс Гейнц Эверс
- Марк Твен
- Паустовский К.Г.
- Кир Булычёв
- Кэннет Грэмм
- Редьярд Киплинг
- Аркадий Гайдар
- Джоан Роулинг
- Сергей Лукьяненко
- Сент-Экзюпери
- Николай Носов
- Корней Чуковский
- Джон Толкин
- Джек Лондон
- Александр Грин
- Льюис Кэрролл
- Диана Дуэйн
- Джин Дюпро
- Алексей Толстой
- Владислав Крапивин
- Валентина Осеева
- Эрнест Сетон-Томпсон
- Владимир Маяковский
- Оливер Кервуд



Клайв Льюис

Клайв Стэйплс Льюис (1898–1963) – английский писатель, ученый и известный теолог. Льюис и его старший брат Уоррен, сыновья адвоката-солиситора из Белфаста, проводили счастливое детство, какое бывает у потомков представителей среднего класса, но радость и спокойствие закончились в 1908 году, когда их мать умерла от рака. За этим последовала поездка в жестокую школу-интернат. После Первой мировой войны Льюис вернулся в Оксфорд, где он получил три степени первого класса в университетском колледже. В 1925 году он стал членом общества при колледже Св. Магдалены. Основу его репутации как ученого положили его работы по средневековой литературе и английской литературе эпохи Ренессанс, описанные в книге «Аллегория любви» (The Allegory of Love), которая получила премию Хавторндена в 1936. В 1954 году ему предложили профессорскую должность в Кэмбриджском университете, где он и работал до конца своих дней.

В то же время росла его слава как теолога. Будучи в ранней юности воинствующим атеистом, пишет Льюис в своей духовной биографии «Удивленный радостью» (Surprised by Joy - 1955), он пришел к христианству в 1931 году, когда ему было 33 года. После пересказа своего духовного пути в виде фантастической аллегории «Возвращение пилигрима» (The Pilgrim's Regress - 1933), он стал экспериментировать с другими жанрами и стилями, в чем существенно преуспел. «Проблема боли» (The Problem of Pain - 1940) и (Mere Christianity -1952) стали его визитными карточками. С другой стороны, «Письма баламута» (The Screwtape Letters - 1942), которые он написал, вдохновившись изучением «Потерянного рая», представляют на суд читателя письма старшего демона, поучающего своего подчиненного эффективным техникам проклятия. «За прделами безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet-1938) стала первой научно-фантастической трилогией, где духовная концепция выражена в терминах оригинальной мифологии. Борьба между космическим добром и злом, начавшаяся на Марсе, продолжается на Венере в «Переландре» (Perelandra - 1943) и переносится на Землю в «Мерзейшей мощи» (That Hideous Strength -1945), под заголовком «современная сказка для взрослых». Льюис очень живо изображает планеты, поэтому неудивительно, что ему удалось создать целый фантастический мир для детей – Хроники Нарнии.

Нарния, как рассказывает доктор Коспелиус принцу Каспиану, была предназначена не для человеческих существ. «Это страна Аслана, страна шагающих деревьев и видимых наяд и сатиров, карликов и гигантов, богов и кентавров, говорящих чудовищ» («Принц Каспиан»). Льюис населил Нарнию мифическими существами, которые понравились ему, невзирая на их происхождение. Здесь живут боги и кентавры из греческой мифологии, гиганты и карлики из германского фольклора, говорящие животные Беатрис Поттер и Кэннета Грэма. Здесь смешано множество литературных стилей, начиная от Гомера, Мильтона и Мэлори, заканчивая Андесеном, Толкиеном, Несбит и «Тысячью и одной ночью». Наполнять литературную сказку христианским значение Люис научился у Джорджа МакДональда. Аслан, сын заморского императора представляет собой форму божественной инкарнации в животной форме. В первой книге серии «Лев, колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch, and the Wardrobe - 1950), четверо детей входят из нашего мира в Нарнию, они попадают в вечную зиму Белой Колдуньи (ее образ был написан под вдохновением «Снежной королевы» Андерсена). Аслан умирает по собственному желанию от рук Колдуньи, обменяв свою жизнь на жизнь одного из детей, но позже волшебным образом воскресает и направляет свои силы на победу над ней. Невзирая на очень четкую аналогию с распятием и воскресением Христа, Люис не начинает свою историю с того, что его целью является обучение христианству. Льюис понимал, что он мог вызвать у детей негативные ассоциации с религиозными предметами воскресной школы, и предпочел создать для них выдуманный мир. Невзирая на то, что «Хроники Нарнии» не являются аллегориями, хотя их часто ошбочно характеризуют именно так - они пронизаны христианской моралью. Например, «Принц Каспиан» (Prince Caspian -1951) ставит перед читателем вопрос веры в век мирян. Четверо детей возвращаются в Нарнию, чтобы убедиться, что прошли сотни лет, деревья уснули, а выжившие от рук людей мифические существа спрятались, не зная жив ли еще Аслан. Триумфальное возвращение Аслана и восстановление Нарнии в ее прежний вид представляет нам победу воображения над материализмом или веры над неверием. «Плавание «Утреннего Путника» (The Voyage of the ‘Dawn Treader’ - 1952) и «Серебряное кресло» (The Silver Chair - 1956) следуют классической сказочной схеме поисков. Они напоминают легенды о короле Артуре и поисках Грааля, а также Гомера с его путешествием по островам. В «Племяннике чародея» (The Magician's Nephew -1955) Люис изобразил историю создания его волшебного мира. Последняя книга – «Последняя битва» (The Last Battle - 1956) получила премию Карнеги. В целом, Хроники Нарнии с великолепными иллюстрациями Полин Бэйнес считаются одним из лучших произведений детской литературы двадцатого века.

Последняя повесть Льюиса для взрослых – «Пока у нас есть лица: пересказ мифа» (Till We Have Faces: A Myth Retold - 1956) это интереснейшая переработка «Купидона и Психеи». Действие происходит в маленьком царстве на окраинах греческой цивилизации, изложено оно от лица уродливой сестры Психеи – Оруал – чья глубокая, но собственническая любовь к Психее делает ее враждебно настроенной по отношению к Божественной Любви, к которой инстинктивно стремится ее сестра – природная христианская душа.

Эссе о детской литературе и сказках Льюиса, невзирая на свое малое количество, оказали огромное влияние на писателей того времени. В «Трех путях писательства для детей» он спорил с классическим воззрением, на то, что судить детскую литературу надо как и всю остальную, а также выступал против того, чтобы детские сказки были пугающими. «Иногда сказки могут сказать лучше всего», - так объяснял он свою любовь к этому жанру. Прочитать эти эссе можно в книге «О других мирах» (Of Other Worlds - 1966).


Жизнь мудрого сказочника Клайва Льюиса

Проверка знаний:
Ваш любимый детский писатель?
  Г.Х. Андерсен
  Шарль Перро
  А. Линдгрен
  Агния Барто
  К. Чуковский



Статьи:
Мир детской книги
Сказка и ее жанры
Литература 20 века
Конкурс детской литературы «Пегасик-2013»
Все статьи...


Новости

06.10.15
В Башкирии открылся музей-кабинет детского писателя Сафуана Алибая

02.09.15
Объявлен творческий конкурс среди писателей, переводчиков, режиссеров и иллюстраторов

02.08.15
735 детских писателей претендуют на премию

02.07.15
Первый международный съезд писателей

Архив