Уже на склоне жизни Бажов расскажет, что о борьбе за власть Советов он намеревался посвятить 32 книги. Но они так и не были написаны.
"Хотел я показать Алтай,- говорил Бажов в беседе с писателем Боголюбовым в 1943 году. - Жители в зипунах, овчинах, кашемировых кистях: партизанский отряд. И называются эти бабы и мужики - "полк горных орлов". Пишу, не отрывая пера".
Однако написанное, если оно существовало, не попало ни в издательства, ни в архивы, ни в музеи. Есть лишь составленный автором конспект, озаглавленный "Из записок рядового крестьянского полка". Это и есть план его книги об Алтае, о легендарном полке "Красные горные орлы", которую он не написал. Не из-за личного ли участия в кровавых экзекуциях периода военного коммунизма и продразверстки писатель не оставил воспоминаний об алтайском периоде жизни?
Вернувшись на Урал, Бажов семь лет, до 1929 года, работал в свердловской областной "Крестьянской газете". В 1924 году издал первую книгу - "Уральские были", в которой рассказывалось о дореволюционном быте Сысертских заводов. Вслед за тем - сборник историко-публицистических очерков "За Советскую правду" - о сибирских партизанах.
Затем писатель на целое десятилетие почти замолк. Выходом из творческой депрессии стало предложение Свердловского издательства поучаствовать в сборнике "Дореволюционный фольклор на Урале". Бажов предложил записанные по памяти, слышанные в детстве сказы полевского старожила Василия Хмелинина. Они - "Дорогое имечко", "Медной горы хозяйка", "Про великого Полоза" - впервые были опубликованы в 1936 году в журнале "Красная новь", а затем в 1939 году составили основу самого знаменитого сборника Бажова "Малахитовая шкатулка". Книга много раз переиздавалась, была переведена почти на все языки мира, принесла ее автору мировую славу.
Исходным материалом для произведений Бажова стали "тайные сказы" - устные предания горнорабочих и старателей, сочетавшие в себе реально-бытовой и фантастические элементы.
Внимательный читатель найдет в произведениях Бажова немало других прямых и косвенных упоминаний Алтая.
В одном из первых рассказов Павла Петровича "Дорогое имечко" упоминается чудь, или "старые люди". И на Алтае есть легенда о народе, ушедшем под землю дожидаться лучших времен.
По свидетельству Валентины Бажовой, сказ "Каменный цветок" также был навеян Павлу Петровичу Алтаем.
Примечателен и диалог в сказе "Горный мастер": "Где это тебя, Данило, давно не видно? - В Колывань, - отвечает, - ходил. Прослышал про тамошнего мастера по каменному делу - будто лучше его нет на работе. Вот и заохотило поучиться маленько". Колывань, как известно, - старейший центр камнерезного производства в нашем крае.
Исследователи утверждают, что Шайтан-камень на алтайском озере Иткуль - персонаж сказов "Демидовские кафтаны" и "Золотой волос", также стал известен Бажову в период его жизни на юге Сибири.
Немало аналогий с творчеством русского писателя можно найти в сборнике сказов народов под названием "Алтай - Беловодье", изданном в 2007 году.