Новшества и вклад в литературу девятнадцатого столетия сыграли существенную роль в литературном процессе двадцатого века. В то время детские книги наконец-то заняли вою нишу; появилось множество жанров детской литературы. К жанру фэнтези того времени можно найти «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума (1900 год), «Винни Пуха» Алана Милна (1927), «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс (1934), «Хоббита» Дж.Р. Толкиена (1937), «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Паутину Шарлоты» Э.Вайт (1952), «Книгу троих» Ллойда Александра (1964), средневековые приключения животных Брайана Джэйка (начата в 1987) и серия Джоан Роулинг о Гарри Поттере (начата в 1997). Юмористические книги включают в себя «Тира-Лирра» Лауры Ричардс (1932), «Предостерегающие стихи» Хилари Бэллок на манер хорошо известных нам «Вредных советов» Остера (1941) и «Поток бессмыслиц» Арнольда Сплика (1970).
Приключенческая линия, полная тайн и загадок объединяет книги таких авторов как Армстронг Спэрри и Э.Л. Конигсбурга. Сегодня рассказы для детей насыщены литературными, психологическими и социальными элементами, которыми иногда так не изобилуют взрослые произведения. Акцент на замысловатом сюжете, хитросплетении характеристик, настроения и разнообразие героев можно увидеть в «Ветре в Ивах» Кэннета Грэма (1908), «Джонни Трэмэйне» Эстер Форбс (1944) и «Острове голубых дельфинов» Скотта O'Делла (1961). Множество книг современных писателей посвящено раскрытию взрослых чувств у детей, а также описанию социальных конфликтов, связанных с историческими переменами в обществе.
В двадцатом веке появляется такое модное течение, как книги, написанные детьми, по большей части это поэзия. В иностранной литературе это «Чудеса» Ричарда Льюиса (1966) – собрание стихов, написанное детьми разных стран. В прошлом веке начали появляться в записанном виде истории, которые раньше передавались только из уст в уста. Они происходят из Европы, Азии, Африки и Кариб. Появляется такое понятие как международная сказка, среди многих авторов, обращающихся к этой теме стоит отметить сочетание африканского фольклора, которое создала Верна Аадерма, и азиатские устные традиции, собранные в творчестве Йоко Кавашима Уоткинс. В восьмидесятые – девяностые годы ударение на мультикультурности стало важным аспектом новых традиций реализма в детской литературе. Отдельным жанром стала эмигрантская литература, затрагивающая иногда вопросы, касающиеся стран, которые разделяет океан.
Конец двадцатого века – эпоха тотальных экранизаций. Эстафета главной движущей силы визуального отображения детской литературы впервые становятся не мультфильмы, а полноценные фильмы, которые по спецэффектам и качеству подготовки затмевают фильмы взрослые.