Лайман Фрэнк Баум (1856–1919) – американский писатель, автор серии книг о стране Оз и других фантастических повестей для детей. Родился он в Читтенанго, штат Нью-Йорк. Спокойное счастливое детство писателя прошло в домике в деревне в Роуз-Лоун. Из-за порока сердца он учился дома, кроме, разве что, двух лет, проведенных в военной академии Пикскилл. Его отец, успешный нефтяной магнат и банкир, с радостью спонсировал его хобби. Когда Баум решил начать сценическую карьеру, отец купил ему театральную компанию, так чтобы он мог играть и исполнять главную роль в своей собственной мелодраме «Девушка из Аррана» (The Maid of Arran - 1882). После смерти отца и старшего брата семейный бизнес пришел в упадок, и Роуз-Лоун пришлось продать.
Баум и его жена Мод Гейдж, дочь известной суфражистки уехали на запад в Эбердин, Канзас, где вложили средства сначала в универсальный магазин, а затем в газету, но обе затеи провалились. Семья, состоящая из родителей и четырех сыновей, перебралась в 1891 году в Чикаго, где удача повернулась к ним лицом. Благодаря своим познаниям в театральном искусстве, Баум основал профессиональный журнал, который пользовался успехом. Он такжо издал свою первую детскую книжку «Рассказы Матушки Гусыни в прозе» (Mother Goose in Prose) в 1897 году. В ней содержались пересказы стишков и песенок Матушки Гусыни с иллюстрациями Максфилда Пэрриша. Но амплуа Баума как писателя для детей возникло только после публикации «Волшебника из страны Оз» (The Wonderful Wizard of Oz - 1900) с красочными иллюстрациями Денслоу. Будучи адаптированным в мюзикл, «Волшебник» стал хитом в 1902 году, и усладил сердце писателя, который всю свою жизнь любил театр. Невзирая на популярность его произведений, Баум всю жизнь страдал от финансовых проблем. Если «Страна Оз» (1904) была с радостью воспринята читателями, то музыкальный вариант этого произведения с треском провалился, нанеся автору финансовую травму. Так ему пришлось не только ежегодно издавать книжки из серии «Оз», но и пользоваться разными псевдонимами для других серийных книг как series as ‘Aunt Jane's Nieces’ and ‘The Boy Fortune Hunters’.
В 1910 году он и Мод переехали в Калифорнию, где они построили домик в Голливуде и назвали его «Озкот». Там Баум вовлекся в киноиндустрию пока еще немого кино, и создал компанию «Oz Film Manufacturing Company», которая производила ленты по его собственным произведениям. После его смерти издатель Баума нанял Рут Плампли Томсон, которая добавила еще девятнадцать книг о стране Оз к уже существующим четырнадцати историям автора.
Баум считается ключевой фигурой в истории американского фэнтези – он был первым автором, который создал фантастический мир, который отличался сугубо американским характером. Влюбленный в сказки своего детства, он позднее изучал как традиционные, так и литературные сказки с интересом ученого. Он написал историческое предисловие к «Рассказам Матушки Гусыни в прозе», а его статья «Современные сказки», вышедшая в 1909 году показала его хорошую осведомленность в произведениях таких авторов, как Ховард Пайл, Э. Нэсбит, наравне с Андерсеном, Кэрроллом и Фрэнком Стоктоном. Его предисловие к «Волшебнику страны Оз» отражает боязнь автора включить в книгу что-то новое, так как «старая добрая сказка служила поколениям, сегодня классифицируется «историческая» в детских библиотеках; сейчас пришло время более новых «чудесных сказок», из которых стереотипный гений выбросил карликов и фей вместе со всеми жуткими и леденящими кровь случаями, которые, по мнению автора, должны олицетворять зловещую мораль каждой сказки» «Волшебник», по его словам, должен быть «модернизированной сказкой, где остались чудеса и радость, а сердечные боли и ночные кошмары – отброшены». Фактически, здесь видны и уважение Баума по отношению к его предшественникам, и его желание привнести какое-то новшество. «Волшебник» следует классической традиции волшебного поиска, где герою-человеку помогают говорящие животные или сверхъестественные существа, кроме того, он должен добиться своей цели и поразить ужасное чудовище.
Герой Баума – нормальная американская девочка, ее первым товарищем становится огородное чучело, а Волшебник оказывается мошенником из Омахи. Сама по себе страна Оз, если не принимать во внимание ее царственных правителей, является образцом классической демократии. Здесь нет никаких классовых различий, а экономика, как это показано в шестой книге серии «Изумрудный город страны Оз» (The Emerald City of Oz - 1910), это социалистическая утопия. Его персонажи разнообразны и проникнуты оригинальной идеей: Железный Дровосек, Тряпочная Девушка, Страшила, несмотря на то, что в тексте встречаются и такие стереотипные персонажи, как волшебницы, говорящие животные, гномы и так далее. Привлекательность книг о стране Оз в том и состоит, что Баум смог совместить воедино фантазии Старого и Нового мира.
Несмотря на то, что Баум является «королевским историком страны Оз», некоторым его литературным экспериментам тоже стоит уделить внимание. «Королева Зикси из Икса» (Queen Zixi of Ix -1905) это настоящая повесть о волшебной мантии, которая ясно показывает стремление автора к возрождению традиционной сказки. Критики считают это произведение одним из лучших творений Баума. «Американские сказки» (American Fairy Tales - 1908) это интересная попытка адаптировать фантастический стиль Э.Несбит, когда чудеса случаются в повседневной жизни. И все же, самым выдающимся его экспериментальным произведением стала «Жизнь и приключения Санта-Клауса» (The Life and Adventures of Santa Claus - 1902) – уникальное слияние мифа, легенды о святом и сказки. Баум объясняет появление Санта-Клауса так: это был обычный мальчик, воспитанный нимфами в мифическом Лесу Бурзи, который посвятил всю свою жизнь тому, чтобы доставлять детям удовольствие. Он изобретает первые игрушки, на него нападают злые силы, но он находится под защитой бессмертных фей, вырастивших его. В самом конце жизненного пути на смертном одре он замечает, что одарен бессмертием.