Детская литература, как бы ее ни пытались идентифицировать, всегда остается литературой, которая нравится детям. В дальнейшем уже детская литература разделяется на книги, написанные и опубликованные для молодых людей, которые еще не интересуются взрослыми книгами или, просто в силу своего возраста, не могут понять, о чем же идет речь. Другой вид книжек – это, по сути, взрослые книги в миниатюре, где существует привязка к детскому миру, неважно будут ли главными героями произведения дети, будут ли там решаться проблемы детства, либо же там будет присутствовать чудо, без которого детскую литературу, как таковую практически невозможно себе представить. Кроме книг, в понятие детской литературы также входят «не-взрослые» журналы и колонки сказок, если они предусмотрены в периодическом издании.
Возрастной показатель детской литературы начинается от самого детства и заканчивается началом периода взросления, который в плане физиологии приходится на возраст двенадцать-четырнадцать лет. Границей между детским и взрослым миром является юношеская литература: она изобилует большим количеством описаний, сюжетных линий, ее содержание охватывает другой спектр проблем.
Большинство жанров взрослой литературы появляется и в детской. Художественная литература во всем множестве своих проявлений: современном реализме, фантастике, историческом детективе, поэзии, народных сказках, легендах, мифах и эпических повествованиях – все это составляющие детской литературы. За пределами художественной литературы находятся книги об искусстве и человечества, социальном, физическом, биологическом устройстве мира, биографии и автобиографии. Детские книги могут ставить акцент на иллюстрациях, под которыми находятся подписи, а могут этих подписей вообще не содержать.
Писатели – авторы детской литературы не похожи с точки зрения стиля друг на друга. Начнем с того, что первая книга для детей была написана еще в средние века на латыни и содержала поучения, касающиеся жизненного уклада послушников в монастырях. Позднее, в эпоху Просвещения, сказки наполнились философским смыслом. В то время писатели уделяли много внимания так называемой «взрослой сказке» или притче. В восемнадцатом веке было написано и два произведения, которые ошибочно считают детскими – упрощенную форму они приобрели уже позднее. Это «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.
Вообще в списках детской литературы очень много произведений взрослых. Например, Марк Твен, получив премию за «Приключения Тома Сойера», как лучшее произведение детской литературы, обиделся, потому что книгу писал изначально как взрослую. Также обстояли дела с Робертом Стивенсом.
Детская литература это своеобразный компас или билет в прошлое. Дело в том, что наряду с фантазиями детей того времени, она еще и отражает стилистические особенности эпохи. Викторианская строгость, итальянское возрождение, французское просвещение – если озадачится, то все эти нюансы вполне различимы в книгах разных авторов.