Не секрет, что современные дети читают мало и хорошей книге предпочитают компьютерные «стрелялки» или бездушные комиксы, яркие, но напоминающие «бубльгум» для мозга. Часто сами родители подсовывают им диски и телевизор, то ли не осознавая опасности такого времяпрепровождения для малышей, то ли от собственной лени – ведь научить ребенка читать не так-то просто!
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – писал Дидро. И был, безо всякого сомнения, прав. Что касается детей, то, не начиная читать, они не начинают мыслить вовсе. Они не расширяют свой запас знаний и не нагружают мозг так, как это необходимо. Всё потому, что книга учит «культуре ума», заставляет глубже мыслить, наполняет память, тренирует внимание и дисциплинирует ум.
Правило первое и главное – подавать ребенку хороший пример. Вы и сами должны много и регулярно читать, демонстрируя наглядный пример своему малышу. Во-первых, малыши любят подражать «взрослым» занятиям и копируют их образ жизни. Во-вторых, если вы говорите ребёнку «Читай!», а сами уже забыли, как выглядит книга, и времяпрепровождению с пухлым томом предпочитаете просмотр сериалов, то вы просто сотрясаете воздух.
Правило второе – приучать ребенка к чтению надо с самого раннего возраста. Если у него к школе ещё не привит интерес к книге, если он так и не понял, что же хорошего в листании страниц, если ему гораздо интереснее играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы, значит, вы уже опоздали. Возможно, что вы увидите в его руках учебник или какой-нибудь роман из школьной программы, но дальше «обязаловки» дело не пойдет – читать «для себя», для своего самообразования он вряд ли начнет.
Начинать нужно уже с первых дней рождения малыша, когда он еще даже не умеет разговаривать, но уже начинает изучать предметы вокруг него. Купите ему специальные книжки-игрушки, развивающие книжки. Не забывайте и о банальном чтении сказок перед сном. Читайте малышу вслух, причем обязательно регулярно.
Правило третье – отслеживайте интересы своего «книжного червя». Если вы приносите уже десятую детскую книжку с народными сказками, а он к ней даже не притрагивается, возможно, что ему наскучили сказки. Попробуйте детские детективы или что-то из специализированной литературы: энциклопедии, книги о фокусах, кругосветных путешествиях или о пиратах. Учитывайте, что действительно интересно малышу, и при этом старайтесь расширить круг его интересов.
Правило четвертое – прививайте у малыша любовь к слову в любом виде. Играйте в ребусы, «слова из слова», разгадывайте загадки. Пусть он придумывает собственные сказки и истории, рисует к ним иллюстрации – вы можете поддержать его маленький талант, делая из его творений стенгазеты или журналы.
И пятое правило – не бросайтесь в крайности. В детстве должны быть не только книги и развивающие занятия, но и «простые» радости: поездки на природу, в театр, в цирк, в зоопарк, общение с друзьями и активные игры. Ребенок должен оставаться ребенком.