Первый тип чтения, с которым и знакомится ребенок, представляет собой опосредованное чтение. Такой вид чтения своего значения не теряет и тогда, когда дите начинает читать само, и когда ребенок научился бегло читать. Потому рекомендации про чтение вслух пригодятся тем, кто лишь начинает читать книги своему малышу, тем, кто познакомил ребенка с азбукой, тем, чей ребенок налаживает свои отношения с книгой. И ведущая роль тут принадлежит чтецу, взрослому, ребенок же выступает в образе слушателя, что дает возможность взрослым контролировать процессы чтения: соблюдать и ритм, и варьировать текст (к примеру, вставлять в стихи о детях имя ребенка), делая тексты более доступными и понятными; читать ярко, выразительно; следить и за реакцией ребенка. И чтение вслух – задача не легкая. Нельзя монотонно бубнить текст, а нужно его обыгрывать, нельзя и торопиться, но создавать голосом образ героя произведения. Подобное чтение отличается от самостоятельного – упоительного путешествия в страны литературных образов, которое проходит в тишине, спокойствии, требует одиночества и погружения в миры фантазий. Малыш же ни минуты не станет сидеть на месте, будет постоянно задавать вопросы и быстро отвлекаться. Взрослым нужно быть готовыми реагировать на вопросы, внезапно возникшие по тексту, на комментарии, на такие проявления отношения ко всему прочитанному, как смех и плач, протест против хода событий, изложенного в тексте. В первую очередь, такое чтение - общение (при чем напоминать про это необходимо лишь взрослым, а для детей все это непреложная истина). Все это - разговор с малышом, диалог с авторами произведений. И потому не стоит отказываться от совместных чтений вслух, когда дите научилось читать самостоятельно: просто продолжайте читать ему сами, читайте и по очереди, и слушайте внимательно, как ребенок читает сам.