В периоде опосредованного чтения дети учатся у взрослых читательскому мастерству. Малыши вместе с мамами обращают внимание на обложки книг, где указано название книги и имя автора (чтоб не сетовать потом, что дети читают, но не обращают внимание на названия произведений, не запоминают фамилии авторов). Мамы учат их разглядывать картинки, обращать внимание книголюба, что их создают художники (многие детские писатели делали иллюстрации к произведениям сами, к примеру, Чарушин не только автор произведений о природе, но и живописец-анималист). В этот период чтения у ребенка, совместного со взрослыми, закладывается культура чтения: бережное отношение к книге, умение организовать место чтения, гигиена процесса (освещение и расстояние от книги и до глаз, а поза при чтении).
И немаловажным является тот факт, как складывается круг литературы опосредованного чтения: и какие книги подбираем для малышей, и насколько книги разнообразны по тематике, оформлению, жанру, настроению. Здесь нельзя допускать, чтоб книжки воспринимались лишь как развлечение, лишь как обучение. Художественная литература очень богата и многоцветна, здесь есть место серьезному разговору, веселой игре.
Некоторые рассуждают таким методом: если научился ребенок читать, то пусть и читает сам. А ведь это неверно. Лишь начиная читать малышу, Вы готовите его уже к самостоятельному чтению, даже к письму, а в основе лежит восприятие всей письменной речи. Устная (или разговорная) и письменная (или книжная) речь отличаются. И, читая выразительно вслух и с правильной интонацией и эмоциональностью, готовите ребенка к построению фраз, интонационному оформлению. Чем «правильней» будет Ваше неторопливое чтение, то тем больше будет шансов, что у малыша не возникнет проблем с чтением.