Прошедший в РГГУ вечер «Траектория чтения: контексты современной русской литературы» был посвящен современной детской литературе. На нем гостем был прозаик, драматург и сценарист Алексей Слаповский, выпустивший несколько «детско-взрослых» книг, и Ольга Муравьева, работающая редактором отдела детской литературы в издательстве «АСТ». Модерировала вечера выпускница РГГУ Ксения Ёлкина, являющаяся главой отдела рецензий сайта ozon.ru.
Современная детская литература
По мнению Ксении Ёлкиной, на данный момент создается впечатление, что все известные имена в российской детской литературе взошли в 90-х годах, а на данном этапе в этой сфере ничего интересного не происходит. Но с другой стороны на полках в книжных магазинах стоит множество разнообразных имен и названий. Положение дел в современной детской литературе разъяснили гости.
Мнение Ольги Муравьевой
Ольга Муравьева считает детскую литературу отдельным миром, автономным по отношению к «взрослой» литературе. Одна из самых важных проблем в этой области - отсутствие литературных семинаров, во время которых могли бы формироваться новые поколения детских писателей. Основываясь на собственный опыт работы в данной сфере, Муравьева поделилась трудностями, с которыми сталкиваются редакторы: очень сложная задача - редактирование произведений для самого младшего возраста, сложность оценивания поэзии, при том, что хорошей детской поэзии намного больше, чем прозы. Интересен факт, что детские писатели часто получаются из родителей, поэтому по мере взросления их детей изменяется и характер произведений таких писателей от полностью детских к подростковым.
Подростковая литература
Был поднят вопрос о том, нужна ли подростковая литература, учитывая, что широкое распространение получила ситуация, когда в группу литературы для подростков входят изначально задуманные для взрослых рассказы. Драматург Алексей Слаповский, взрослый писатель, случайно попавший в сферу детской литературы с дилогией «Пропавшие в Бермудии» и «Пропавшие в стране страха», считает, что таких произведений сейчас не хватает. В качестве причин кризиса современной детской литературы он назвал общую нестабильную обстановку. Ведь, чтобы написать интересное произведение для детей, нужны реалии, которые бы не казались через три года анахронизмами. А такое было вполне возможно в советское время, но, увы, невозможно сейчас… Вот почему вся современная детская литература в основном относится к фантастическому жанру. Касательно его собственных книг, которые совмещают реальное с фантастическим, было сказано, автор сказал, что его главная творческая удача - хорошо придуманная страна. Он также добавил, что это и есть главное в творчестве и детского, и взрослого писателя, в произведениях творящего свой собственный мир.
Проблемы доведения книг до аудитории
Был поднят вопрос трудностей попадания книги к нужной аудитории. Так получается потому, что современные критики в основном заняты навешиванием ярлыков на произведения, а не стремлением донести книгу до читателей. Действительно, проблема презентации книги очень актуальна в детской литературе, поэтому Елкина поспешила представить публике несколько различных по тематике и адресатам книг современных зарубежных детских авторов.