Кто-то из умных, кажется, Шкловский, когда-то сказал, что новые формы искусства – это направления, созданные путем канонизации форм массовой культуры. Так, в 2004 году новая книга о вредных советах переросла в спектакль, появившись на московской сцене в постановке Андрея Андреева. Спектакль имел успех, при этом он рекламировался как «фолк-рок-рэп-поп-фантазию для взрослеющих детей». Ходили на него все поколения. Стали появляться многочисленные «вредные советы», как явление современной российской культуры. Наряду с книжками Остера, их можно купить в любой книжной точке аэропорта, вокзала, магазина.
Игры Остера
Сам писатель постепенно растворился в выдуманном «фольклорном» жанре, как и следует писателю-постмодернисту. Он сам убрал свой авторский «голос» из своих «вредносоветовых» стихов. Он играет с читателем, предлагая разделить с ним все тяготы творчества, поэкспериментировать с его текстом так, как человеку вздумается.
Общественная собственность
Остер считает свои многостишья в книгах о «Вредных советах» общественной собственностью, ведь русский язык и есть общественная собственность, и все могут с ним играть. Остер оставляет свои истории без конца, надеясь на фантазию читателя, как, например, в стихотворении «Чудовищный ремонт». По его сюжету, директор школы знал, что в подвале живет огромное чудовище, но об этом молчал. Однажды директор спустился в подвал и… на этом история заканчивается. Читателю предлагается самому вообразить, что случилось и придумать конец.
Остер и дети
Дети очень любят книгу Остера «Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей», ведь она как будто с них списана. Сразу чувствуется, что автор прекрасно понимает внутренний мир маленьких человечков. Разгадка проста – у Григория дома пятеро детей, для которых, в общем-то, и начиналось данное творчество.
«Вредные советы для непослушных бизнесменов»
Ещё один проект Григория – книжки Остера для взрослых, которые в детстве читали его стихи для детей. Одна из них – «Вредные советы для непослушных бизнесменов». Её презентовали сотне самых влиятельных российских олигархов в 2008 году. Массового тиража не было до 2009 года, когда книга переиздалась тиражом в пять тысяч экземпляров. Каждый читатель, даже недоросший до журнала «Форбс», теперь может посмеяться над «детскими» стишками из книги о вредных советах. А потом задуматься, ведь смысл их, завуалированный излюбленной манерой автора в том, что они демонстрируют пороки, традиции, уязвимые места и нововведения новорусского бизнеса. Причем в книге досконально соблюден жанр вредных советов, со всеми его особенностями, включая случайную рифму.